Проведение мероприятия

Операции

Комитет ООН по Правам Человека

«группа из нескольких лиц в месте проведения церемонии встречи главы иностранного государства в ходе его официального визита, о которой было публично объявлено властями государства, не может считаться демонстрацией. В той мере, в которой государство утверждает, что использование плаката превращает их присутствие в демонстрацию, Комитет отмечает, что любые ограчения на право на собрание должны соответствовать положениям статьи 21 об ограничениях. Требование заранее уведомить о демонстрации обычно устанавливается в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Следовательно, применение финского законодательства о демонстрациях к таким собраниям не может считаться применением ограничений, разрешенных статьей 21 Пакта».

Кивенмаа проив Финляндии «Kivenmaa v Finland», comm. no. 412/1990, Views of the Committee of 31 March 1994, UN Doc. CCPR/C/50/D/412/1990, §9.2.

«Комитет отмечает, что свобода собраний защищает демонстрации, направленные на пропаганду идей, которые могут быть признаны раздражающими или оскорбляющими других лиц, и что в таких случаях государства-участники обязаны защищать участников таких демонстраций в осуществлении ими своих прав от насилия со стороны других лиц. Он также отмечает, что не определенный конкретно и общий по своему характеру риск насильственной противостоящей демонстрации или сама по себе возможность того, что власти не смогут предотвратить или нейтрализовать такое насилие, не является достаточным основанием для запрета такой демонстрации. Государство-участник в данном деле не представило Комитету какой-либо информации, подтверждающей утверждение о том, что "негативная реакция" на предложенный автором пикет со стороны представителей общественности будет связана с насилием или что полиция не будет иметь возможности предотвратить такое насилие в ходе надлежащего исполнение ею  своих обязанностей. В этих обстоятельствах обязательство государства-участника состояло в защите автора в ходе осуществления им своих прав согласно Пакту, а не в отказе ему в осуществлении таких прав. Таким образом, Комитет заключает, что ограничение прав автора не было обязательным в демократическом обществе в интересах общественной безопасности»

 Николай Алексеев (Alekseev) против Российской Федерации (сообщение № 1873/2009). Соображения Комитета по правам человека от 25.10.2013.

Конституционный суд РФ

"Само по себе превышение численности ещё не является достаточным основанием для привлечения организатора мероприятия к административной ответственности. Это основание возникает лишь в том случае, если такое превышение создаёт реальную угрозу общественному порядку, безопасности участников публичного мероприятия и (или) посторонних лиц, сохранности имущества физических или юридических лиц. При этом должно быть установлено, что несоответствие численности возникло именно по вине организатора".

Постановление КС РФ по делу №12-П/2012о от 18 мая 2012 г. проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина С.А.Каткова